Закажите обратный звонок

Изменении лицензионных условий для финансовых компаний, что нового!

26.08.2018

 

            Законодатель не покладая усилий пытается реформировать финансовый сектор, Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (далее Комиссия) разработала очередные изменения, которые должен утвердить КМУ, имеется ввиду  изменению в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг ), утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 07.12.2016 № 913.

            В этой статье я проанализирую изменении, касающиеся классических финансовых компаний, которые имеют лицензии: факторинга; финансового лизинга; предоставление гарантий и поручительств; предоставление средств в взаймы, в том числе и на условиях финансового кредита.

Комиссия работает и предлагает нам "разделить" гарантии и поручительства, а именно отдельно лицензировать предоставление гарантий и отдельно поручительств, в случае принятия изменений, нужно будет отдельно подавать два пакета документов на эти лицензии;

            Вводятся требования к компании, которая подает пакет документов на получение лицензий, она должна будет отвечать следующим обязательным критериям:

- достаточности капитала и платежеспособности;

- ликвидности и доходности;

- качества активов и рискованности операций;

- соблюдать другие показатели и требования, ограничивающие риски по операциям с финансовыми активами, установленные для лицензиатов законами и/или нормативно-правовыми актами Нацкомфинуслуг.

            Что это значит ? Во-первых, Комиссия внесет изменения в нормативные акты, регламентирующие составление аудиторского отчета, и обяжет аудитора проверять вышеуказанные показатели (ликвидности, платежеспособности и т.д.) и в случае если они будут иметь отрицательное значение, то шансы получить лицензию мизерные. Во-вторых, привлекается внимание качеству активов, по моему мнению, должно быть введены отдельные категории активов, конкретно описаны требования к ним, а это потребует дополнительных ресурсов. В-третьих, законодатель все больше уделяет внимания риск-менеджменту, то есть будут ужесточены требования к внутренним процедурам обработки рисков и их нивелирования.

            Теперь подавать документы можно будет только с аудиторским отчетом и отчетностью исключительно на конец квартала, о чем идет речь, раньше если Вы зарегистрировали компанию, сформировали уставный капитал, то Вы имели право делать отчетность, для подачи в Комиссию на любую дату. Сейчас если Вы создали компанию, например, в сентябре, а сформировали уставный капитал в октябре, то придутся ждать конца декабря, после окончания квартала, составлять баланс по состоянию на 31.12.18 и в январе 19 года подавать документы в Комиссию.

            Добавляется требование подавать документ подтверждающие право собственности юридического лица на помещение, или право пользования отдельными нежилыми помещениями по местонахождению лицензиата. При этом право пользования должно подтверждаться договором найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), ранее этого требования не было.

            Комиссия обязала лицензиата также подавать копию документа, подтверждающего доступность для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к помещениям, в которых осуществляется обслуживание клиентов (потребителей) по местонахождению соискателя / лицензиата, составленного специалистом по вопросам технического обследования зданий и сооружений, который имеет квалификационный сертификат. Теперь нужно арендовать помещение с дополнительными требованиями и обращаться к специальной компании (специалисту) за справкой о подтверждении соответствия лицензионным требованиям арендованного офиса для финансовой компании.

            Комиссия хочет изменить п.20 лицензионных условий и отмечает, что информация, указанная в документах, представляемых в Комиссию, должна соответствовать информации о соискателе лицензии, содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, Государственном реестре финансовых учреждений и Реестре лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги, ведет Нацкомфинуслуг. Здесь ничего нового, только то, что внимательно нужно составлять документы, не совершать ошибки, которые будут расценены Комиссией как недостоверные данные.

            В разделе требования к руководителю, главному бухгалтеру, добавили новую должность работника бухгалтерской службы финансового учреждения и отметили, что вышеуказанные лица должны соответствовать профессиональным требованиям, установленным Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", в действующей редакции лицензионных условий идет ссылки только на нормативные акты Комиссии, на Закон "О бух.учет ..." ссылка нет.

            Согласно новым лицензионным условиям возникает обязательство в лицензиата сообщать органу лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о получении лицензии, в течение 10 календарных дней со дня наступления таких изменений (за исключением финансовой отчетности и отчетных данных соискателя лицензии) , сегодня мы располагаем 30 календарных дней для подачи такой информации в Комиссию.

            Комиссия хочет обязать финансовую компанию иметь бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой входят не менее двух человек это касается компаний имеющих так называемый "общественный интерес", то есть занимают весомую долю рынка или имеют большое количество клиентов.

            Все эти шаги по мнению регулятора должны улучшить качество предоставления финансовых услуг, а как оно будет время покажет.

 

Руководитель сервиса fin-market.com.ua,

Скуратовский Андрей